Site icon Станислав Калканов

Сатира на модель Сатир

Модель Сатир часто используют для объяснения того, почему в начале любой трансформации, любого более-менее существенного организационного изменения, ситуация сначала становится ощутимо более плохой, чем была до начала изменений, и только по прошествии некоторого времени выходит на тот же уровень, и только потом уже наступает улучшение.

Помню, как еще 10-15 лет назад мои коллеги – Agile консультанты коучи говорили мне: дай команде ошибиться. Это нормально, если команда ошибается. На ошибках учатся. Если не дашь им самоорганизоваться и проявить самостоятельность, построить Agile команду не получится. И показывали мне модель Сатир. Я на уровне интуиции всегда ощущал в этом какой-то подвох и предпочитал не делать серьезных проектов с такими консультантами и коучами.

Прошло 10 лет. Я поучаствовал в десятках крупных трансформационных проектов в качестве внешнего консультанта и в сотне – в качестве внутреннего. Я был частью группы лидеров крупной международной компании, которые подготовили и вывели её на IPO, развивали компанию в соответствии с ожиданиями инвесторов, потом боролись за сохранение компанией темпов роста в неблагоприятном геополитическом и финансовом контексте, затем были “проданы” другой ещё более крупной компании и оставлены её менеджменту на растерзание.

Я запустил несколько собственных бизнесов на свои собственные инвестиции, в т.ч. довольно хардкорный производственный бизнес, не смог вывести эти бизнесы на поставленные финансовые цели, и потерял на этом ощутимую сумму денег.

Всё это дало мне невероятно ценный личный опыт, подтвердив большинство тех предположений, которые 10-15 лет назад для меня существовали на уровне догадок, полученных путём теоретического переосмысления опыта других людей и компаний.


Сейчас я периодически встречаю ситуации, когда заказчики трансформационных проектов месяцами и даже кварталами терпят бардак и существенное падение производительности при запуске проекта “трансформации”, слушая разные бла-бла-бла консультантов, в т.ч. с отсылкой к модели Сатир.

Исходя из моего текущего опыта я уверен, что такая история – это индикатор непрофессионализма консультантов в лучшем случае. А в худшем – индикация осознанного развода заказчика на деньги. Ну и конечно, это индикатор невежественности заказчика.

Невежественность заказчика может означать:

Можно подискутировать по поводу того, кому и в каких пределах можно дать право на ошибки, но в целом с т.з. владельца такой “провал” бизнеса в результате изменений – это дичь. Но консультантов, которые заходят с таким мессаджем, я рекомендую дисквалифицировать и не допускать к проектам организационных изменений.


Image Credit: Jurgen Appelo on Flickr

Exit mobile version