Эффект выжившего

Всем обычно интересно узнать, что же такое особенное делал успешный человек или успешная организация, что привело их к успеху.

В реальности же то, что предъявляется нам в качестве кейс стади или рецепта успеха, во-первых, не является полностью объективным описанием причин произошедшего, а во-вторых, часто является историей “выжившего”.

Объективность истории страдает из-за того, что история создаётся специально для “продажи”. Поэтому некоторые обстоятельства опускаются или недоговариваются, представляются в ином свете, а акценты расставляются в первую очередь ради получения более консистентной, привлекательной и мотивирующей истории, ради улучшения её “продажных” свойств. Иногда вообще происходит переосмысление части событий задним числом исходя, например, из необходимости подтверждения историей конкретной системы успеха, описанной автором в продаваемой книге или распространяемой в виде тренингов или выступлений на конференциях.

Публичные истории успеха часто являются историями “выжившего”, потому что наблюдаемый успех не являлся исключительно результатом длительного, последовательного и осознанного применения “выжившим” какой-то конкретной методики, а, наоборот, являлся результатом стечения некоторых благоприятных обстоятельств. Эти обстоятельства не создаются самим “выжившим”. Скорее, “выживший” ими просто успешно пользуется, иногда осознанно, а иногда даже не вполне осознавая всех причин происходящего. Но в результате именно удачное стечение благоприятных обстоятельств предопределяет успех “выжившего”, а все остальные его усилия или способствуют, или не мешают происходить тому, что происходит.

Почему же этих достигших успеха называют “выжившими”? Да потому, что те благоприятные обстоятельства, которые внесли самый существенный вклад в успех “выжившего”, в действительности являлись уникальными обстоятельствами, которые не были доступны для всех остальных peers. И “выживший” выжил, получив и воспользовавшись уникальным шансом, а все остальные peers такой шанс не получили и “не выжили”. Т.е. не достигли такого же оглушительного успеха, как “выживший”, хотя, возможно, их осознанные действия на пути к желаемому успеху были более зрелыми, более последовательными и более основательными.

Одна из самых известных историй подобного рода – история создания MS DOS и превращение местечковой и никому не известной компании Microsoft в лидера индустрии программного обеспечения для персональных компьютеров.

Но большинство таких историй остаются неизвестными для широкой публики.


Поэтому прежде, чем искать решение в применении фреймворка ХХХ или методики YYY , имеет смысл объективно проанализировать фундаментальные свойства бизнеса организации. Для конкретного человека, соответственно, нужно смотреть на фундаментальные свойства его личности.

Нет никакого магического фреймворка ХХХ, который приведёт человека или организацию к успеху вопреки их фундаментальным свойствам. Фреймворк или методика могут сильно поспособствовать успеху, если они согласуются с фундаментальными свойствами того объекта, к которому они применяются.

Но если на фундаментальном уровне есть принципиальные противоречия, нужно либо устранять эти противоречия, либо выбирать те фреймворки и методики, с которыми принципиальных противоречий нет. Все остальные варианты будут похожи на выстрел в собственную ногу и в долгосрочной перспективе ничего кроме боли и неудовольствия не принесут.


Image Credit: Tyler van der Hoeven on Unsplash

Leave a Reply